Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в
личности ребёнка тех качеств, которые будет ему необходимы для
достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ума, знакомить
со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и
процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую
работу — это задачи современной системы образования. Ребёнок способен к
самостоятельному поиску знаний, если педагог подготовил к этому
соответствующие условия.
1.Сущность детского экспериментирования.
Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является
формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и
неживой природы через практическое самостоятельное познание. Педагог
3
работает в этом направлении во время проведения занятий НОД, на
прогулках, тематических досугах, мотивирует к экспериментированию в
самостоятельной деятельности. Для опытных исследований организуется
предметно-пространственная среда: создаётся уголок исследований, центр
экспериментирования или мини-лаборатория.
2. Классификация наблюдений и экспериментов.
Методы и приёмы опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
Среди приёмов и методов организации опытно-экспериментальной
деятельности выделим актуальные для использования в дошкольном
образовательном учреждении:
• Проблемно-поисковый метод. Воспитателем создаётся проблемная
ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения
вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести
опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод
является ведущим для современной системы обучения, в нём через
оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к
активному экспериментированию и стремление получить результат.
• Наблюдения за объектом. Организованное в помещении или на
территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает
визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во
время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием
зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из
активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.
• Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование
считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над
предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.),
малыши приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с
удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми
веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом
состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями.
Важным условием организации опытно-экспериментальной деятельности в
детском саду является создание предметно-познавательной среды. Это могут
быть уголки для практических исследований в помещении группы, зелёные
зоны на подоконниках для наблюдений за растениями. Возможна подготовка
отдельной комнаты для функционирования кружка по познавательно-
4
исследовательской деятельности. В исследовательском уголке или
лаборатории должно быть выделено место для демонстрации проектов
воспитанников или для тематических выставок. Для хранения
познавательной литературы, материалов для опытов и приборов выделяются
стеллажи, доступ к которым будет открыт всем ребятам. Для проведения
опытов продумывается место: демонстрационный стол, ученические парты и
стульчики. Наглядно должны быть представлены правила техники
безопасности при проведении опытов (например, в виде плаката).
4. Возрастные особенности экспериментирования в разные периоды
дошкольного детства.
Исследовательские качества наблюдаются у детей 1–2 лет.
Экспериментирование с объектами происходит при помощи элементарных
действий: размазывание краски по листу, попробовать на вкус, испытать на
прочность (укусить, бросить), извлечь звук (хлопнуть ладонью, стукнуть о
твёрдую поверхность). С развитием мелкой моторики и координации
движений опытные исследования становятся насыщеннее, но спонтанность в
экспериментировании сохраняется до достижения 5–6 лет. Средние
дошкольники способны к более длительным наблюдениям, они активно
пополняют словарный запас и стремятся использовать в самостоятельной
деятельности приобретённые навыки.
5. Взаимосвязь экспериментирования с другими видами детской
деятельности.
Результаты работы в рамках опытно-экспериментальной направленности
показывают личностные изменения воспитанников. Дети становятся
самостоятельнее, расширяется круг их интересов, они инициативны в
выдвижении и проверке гипотез, ищут необычные подходы к решению
проблемных ситуаций. Таким образом, занятия по детскому
экспериментированию выполняют социальный заказ на воспитание
разносторонне развитой личности и закладывают в детях качества успешных
исследователей.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность
удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя
ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не
учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что
позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую деятельность.
5
Заключение
Организация детского экспериментирования осуществляется в рамках
личностного подхода в обучении и воспитании. Реализация этого подхода
возможна во время занятия НОД, когда детям даются задания различного
уровня сложности на проведение опыта. Например, на занятии «Тонет — не
тонет» первой подгруппе воспитатель детей даёт задание провести опыт на
определение плавучести кубиков одинакового размера из разных материалов
(дерево, пластмасса, стекло, металл, пенопласт, камень), а второй подгруппе
— определить плавучесть предметов разного веса и формы, но состоящих из
металла (кубик, миска, кораблик).
Фрагмент для ознакомления
3
Список литература
1. Дыбина, О.В. Организация поисково-познавательной деятельности – один
из путей развития активности ребенка [Текст] / О.В. Дыбина, В.В. Щетинина.
/Психологические аспекты социального развития детей дошкольного
возраста. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2003. – С.91-96.
2. Дыбина, О.В. Особенности организации поисково-познавательной
деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.В. Дыбина,
В.В. Щетинина / Педагогическая теория. Методика. Практика. /Под ред.
Ю.Н. Дик, Г.Н. Корнева, А.Н. Фрыгина. – М. : ИО СО РАО, 2000. – С. 30-36.
3. Зарипова, А. Элементарная поисковая деятельность в д/с [Текст] / А.
Зарипова. //Дошкольное воспитание. – 1994. – № 4. – С. 43-49.
4. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду [Текст] /А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
– 56 с.
5. Куликовская,. И.Э. Детское экспериментирование [Текст] / И.Э.
Куликовская, НГ. Н. Совгир. – М. : Педагогическое общество России, 2003. –
80 с.
6. Князева, О.Л. Особенности познавательной деятельности у дошкольников
[Текст] / О.Л. Князева // Новые исследования в психологии. – № 1 (34). М.:
Педагогика, 1986. – С.23- 25.
7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников:
Методические рекомендации [Текст] / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.
: АРКТИ, 2005. – 64с.
6
8. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников [Текст] / Под
ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой. – М. : Педагогика, 1986.
9. Поддьяков, А.Н. Особенности деятельности экспериментирования у
дошкольников [Текст] / Н.Н. Поддъяков. – М. : Просвещение, 1989. – 24 с.